среда, 7 декабря 2016 г.

1. Ста­тья, на­бран­ная на ком­пью­те­ре, со­дер­жит 64 стра­ни­цы, на каж­дой стра­ни­це 52 стро­ки, в каж­дой стро­ке 52 сим­во­ла. Ин­фор­ма­ци­он­ный объём ста­тьи со­став­ля­ет 169 Кбайт. Опре­де­ли­те, сколь­ко бит па­мя­ти ис­поль­зу­ет­ся для ко­ди­ро­ва­ния каж­до­го сим­во­ла, если из­вест­но, что для пред­став­ле­ния каж­до­го сим­во­ла в ЭВМ от­во­дит­ся оди­на­ко­вый объём па­мя­ти.

1) 6
2) 8
3) 10
4) 12
2. Для ка­ко­го из дан­ных слов ис­тин­но вы­ска­зы­ва­ние:

НЕ (тре­тья буква глас­ная) И (по­след­няя со­глас­ная)?

1) слива
2) инжир
3) ана­нас
4) киви
3. В таб­ли­це при­ве­де­на сто­и­мость пе­ре­во­зок между пятью же­лез­но­до­рож­ны­ми стан­ци­я­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми A, B, C, D и E. Ука­жи­те схему, со­от­вет­ству­ю­щую таб­ли­це.


4. Поль­зо­ва­тель ра­бо­тал с ка­та­ло­гом Де­воч­ки. Сна­ча­ла он под­нял­ся на один уро­вень вверх, затем спу­стил­ся на один уро­вень вниз, потом ещё раз спу­стил­ся на один уро­вень вниз. В ре­зуль­та­те он ока­зал­ся в ка­та­ло­ге

С:\Школа\Уче­ни­ки\9класс.
За­пи­ши­те пол­ный путь ка­та­ло­га, с ко­то­рым поль­зо­ва­тель на­чи­нал ра­бо­ту.

1) С:\Школа\Уче­ни­ки\9класс\Де­воч­ки
2) С:\Школа\Де­воч­ки\9класс
3) С:\Школа\9класс\Де­воч­ки
4) С:\Школа\Де­воч­ки
5. Дан фраг­мент элек­трон­ной таб­ли­цы:

ABCD
12468
2=В1/А1=С1/А1+1=D1/A1

Какая из фор­мул, при­ведённых ниже, может быть за­пи­са­на в ячей­ке С2, чтобы по­стро­ен­ная после вы­пол­не­ния вы­чис­ле­ний диа­грам­ма по зна­че­ни­ям диа­па­зо­на ячеек A2:D2 со­от­вет­ство­ва­ла ри­сун­ку?

1) =С1-В1
2) =А1-1
3) =D1-1
4) =С 1+1
6. Ис­пол­ни­тель Чертёжник пе­ре­ме­ща­ет­ся на ко­ор­ди­нат­ной плос­ко­сти, остав­ляя след в виде линии. Чертёжник может вы­пол­нять ко­ман­ду Сме­стить­ся на (a, b) (где a, b — целые числа), пе­ре­ме­ща­ю­щую Чертёжника из точки с ко­ор­ди­на­та­ми (x, у) в точку с ко­ор­ди­на­та­ми (x + а, у + b). Если числа a, b по­ло­жи­тель­ные, зна­че­ние со­от­вет­ству­ю­щей ко­ор­ди­на­ты уве­ли­чи­ва­ет­ся; если от­ри­ца­тель­ные, умень­ша­ет­ся.

На­при­мер, если Чертёжник на­хо­дит­ся в точке с ко­ор­ди­на­та­ми (4, 2), то ко­ман­да Сме­стить­ся на(2, −3) пе­ре­ме­стит Чертёжника в точку (6, −1).

За­пись
По­вто­ри k раз
Ко­ман­да1 Ко­ман­да2 Ко­ман­даЗ
Конец
озна­ча­ет, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Ко­ман­да1 Ко­ман­да2 Ко­ман­даЗ по­вто­рит­ся k раз.
Чертёжнику был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий ал­го­ритм:
По­вто­ри 2 раз
Ко­ман­да1 Сме­стить­ся на (3, 2) Сме­стить­ся на (2, 1) Конец
Сме­стить­ся на (−6, −4)

После вы­пол­не­ния этого ал­го­рит­ма Чертёжник вер­нул­ся в ис­ход­ную точку. Какую ко­ман­ду надо по­ста­вить вме­сто ко­ман­ды Ко­ман­да1?

1) Сме­стить­ся на (−2, −1)
2) Сме­стить­ся на (1, 1)
3) Сме­стить­ся на (−4, −2)
4) Сме­стить­ся на (2, 1)
7. Маль­чи­ки, играя в пи­ра­тов, при­ду­ма­ли свой соб­ствен­ный шифр и пе­ре­да­ва­ли с по­мо­щью него друг другу со­об­ще­ния. Ниже пред­став­ле­но одно из них. В со­об­ще­нии при­сут­ству­ют толь­ко буквы из при­ведённого фраг­мен­та ко­до­вой таб­ли­цы.
СВИТЕР
!!?!!!?????!!!!

Опре­де­ли­те, какое со­об­ще­ние за­ко­ди­ро­ва­но в строч­ке !!!?????!. В от­ве­те за­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность букв без за­пя­тых и дру­гих зна­ков пре­пи­на­ния.
8. В про­грам­ме «:=» обо­зна­ча­ет опе­ра­тор при­сва­и­ва­ния, знаки «+», «-», «*» и «/» — со­от­вет­ствен­но опе­ра­ции сло­же­ния, вы­чи­та­ния, умно­же­ния и де­ле­ния. Пра­ви­ла вы­пол­не­ния опе­ра­ций и по­ря­док дей­ствий со­от­вет­ству­ют пра­ви­лам ариф­ме­ти­ки. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма:

v := 1
n := 24
v := n–v*4
n := v*2–n

В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной n.
9. За­пи­ши­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной s, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ведён на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Ал­го­рит­ми­че­ский языкБей­сикПас­каль
алгнач
цел s, i
s := 3
нц для i от 2 до 5
s := s + 2*i
кц
вывод s
кон
DIM i, s AS INTEGERs = 3
FOR i = 2 TO 5
s = s + 2*i
NEXT i
PRINT s
Var s, i: integer;
Begin
s := 3;
For i := 2 to 5 do
s := s + 2*i;
Writeln(s);
End.
10. В таб­ли­це Dat хра­нят­ся от­мет­ки уча­щих­ся 9 клас­са за са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту (Dat[1] — от­мет­ка пер­во­го уча­ще­го­ся, Dat[2] — вто­ро­го и т. д.). Опре­де­ли­те, какое число будет на­пе­ча­та­но в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ведён на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Ал­го­рит­ми­че­ский языкБей­сикПас­каль
алг
нач
цел­таб Dat[1:10]
цел k, m
Dat[1] := 4
Dat[2] := 5
Dat[3] := 4
Dat[4] := 3
Dat[5] := 2
Dat[6] := 3
Dat[7] := 4
Dat[8] := 5
Dat[9] := 5
Dat[10] := 3
m := 0
нц для k от 1 до 10
если Dat[k] > 3 то
m := m + 1
все
кц
вывод m
кон
DIM Dat(10) AS INTEGER
DIM k, m AS INTEGER
Dat(1) = 4: Dat(2) = 5
Dat(3) = 4: Dat(4) = 3
Dat(5) = 2: Dat(6) = 3
Dat(7) = 4: Dat(8) = 5
Dat(9) = 5: Dat(10) = 3
m = 0
FOR k = 1 TO 10
IF Dat(k) > 3 THEN
m = m + 1
END IF
NEXT k
PRINT m
END
Var k, m: integer;
Dat: array[1..10] of integer;
Begin
Dat[1] := 4; Dat[2] := 5;
Dat[3] := 4; Dat[4] := 3;
Dat[5] := 2; Dat[6] := 3;
Dat[7] := 4; Dat[8] := 5;
Dat[9] := 5; Dat[10] := 3;
m := 0;
for k := 1 to 10 do
if Dat[k] > 3 then
begin
m := m + 1;
end;
writeln(m);
End.
За­да­ние 10 № 848
11. На ри­сун­ке — схема дорог, свя­зы­ва­ю­щих го­ро­да А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каж­дой до­ро­ге можно дви­гать­ся толь­ко в одном на­прав­ле­нии, ука­зан­ном стрел­кой. Сколь­ко су­ще­ству­ет раз­лич­ных путей из го­ро­да А в город К?
12. Ниже в таб­лич­ной форме пред­став­ле­ны све­де­ния о не­ко­то­рых стра­нах мира:

На­зва­ниеЧасть светаФорма прав­ле­нияНа­се­ле­ние
(млн чел.)
Маль­таЕв­ро­паРес­пуб­ли­ка0,4
Гре­цияЕв­ро­паРес­пуб­ли­ка11,3
Тур­цияАзияРес­пуб­ли­ка72,5
Та­и­ландАзияМо­нар­хия67,4
Ве­ли­ко­бри­та­нияЕв­ро­паМо­нар­хия62,0
Ма­рок­коАф­ри­каМо­нар­хия31,9
Еги­петАф­ри­каРес­пуб­ли­ка79,0
КубаАме­ри­каРес­пуб­ли­ка11,2
Мек­си­каАме­ри­каРес­пуб­ли­ка108,3

Сколь­ко за­пи­сей в дан­ном фраг­мен­те удо­вле­тво­ря­ют усло­вию

(Форма прав­ле­ния = «Рес­пуб­ли­ка») ИЛИ (На­се­ле­ние < 100,0)?
В от­ве­те ука­жи­те одно число — ис­ко­мое ко­ли­че­ство за­пи­сей.
13. Пе­ре­ве­ди­те число 100 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.
14. У ис­пол­ни­те­ля Умно­жа­тель две ко­ман­ды, ко­то­рым при­сво­е­ны но­ме­ра:


1. умножь на 3
2. вычти 1

Пер­вая из них умно­жа­ет число на 3, вто­рая — вы­чи­та­ет из числа 1. Ис­пол­ни­тель ра­бо­та­ет толь­ко с на­ту­раль­ны­ми чис­ла­ми. Со­ставь­те ал­го­ритм по­лу­че­ния из числа 8 числа 61, со­дер­жа­щий не более 5 ко­манд. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко но­ме­ра ко­манд.
(На­при­мер, 22112 — это ал­го­ритм:
вычти 1
вычти 1
умножь на 3
умножь на 3
вычти 1
ко­то­рый пре­об­ра­зу­ет число 5 в 26.

Если таких ал­го­рит­мов более од­но­го, то за­пи­ши­те любой из них.
15. Файл раз­ме­ром 36 Мбайт пе­ре­даётся через не­ко­то­рое со­еди­не­ние за 3 ми­ну­ты. Опре­де­ли­те раз­мер файла (в Мбайт), ко­то­рый можно пе­ре­дать через это же со­еди­не­ние за 240 се­кунд. от­ве­те ука­жи­те одно число — раз­мер файла в Мбайт. Еди­ни­цы из­ме­ре­ния пи­сать не нужно.
16. Не­ко­то­рый ал­го­ритм из одной це­поч­ки сим­во­лов по­лу­ча­ет новую це­поч­ку сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Сна­ча­ла вы­чис­ля­ет­ся длина ис­ход­ной це­поч­ки сим­во­лов; если она нечётна, то уда­ля­ет­ся пер­вый сим­вол це­поч­ки, а если чётна, то в се­ре­ди­ну це­поч­ки до­бав­ля­ет­ся сим­вол А. В по­лу­чен­ной це­поч­ке сим­во­лов каж­дая буква за­ме­ня­ет­ся бук­вой, сле­ду­ю­щей за ней в рус­ском ал­фа­ви­те (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). По­лу­чив­ша­я­ся таким об­ра­зом це­поч­ка яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том ра­бо­ты ал­го­рит­ма.

На­при­мер, если ис­ход­ной была це­поч­ка РУКА, то ре­зуль­та­том ра­бо­ты ал­го­рит­ма будет це­поч­ка СФБЛБ, а если ис­ход­ной была це­поч­ка СОН, то ре­зуль­та­том ра­бо­ты ал­го­рит­ма будет це­поч­ка ПО.

Дана це­поч­ка сим­во­лов БРА. Какая це­поч­ка сим­во­лов по­лу­чит­ся, если к дан­ной це­поч­ке при­ме­нить опи­сан­ный ал­го­ритм два­жды (т. е. при­ме­нить ал­го­ритм к дан­ной це­поч­ке, а затем к ре­зуль­та­ту вновь при­ме­нить ал­го­ритм)? Рус­ский ал­фа­вит: АБВ­ГДЕЁЖЗИЙ­КЛМ­НОПР­СТУ­ФХ­ЦЧ­Ш­ЩЪ­Ы­Ь­Э­ЮЯ.
17. До­ступ к файлу tiger.doc, на­хо­дя­ще­му­ся на сер­ве­ре zoo.org, осу­ществ­ля­ет­ся по про­то­ко­луhttp. Фраг­мен­ты ад­ре­са файла за­ко­ди­ро­ва­ны бук­ва­ми от А до Ж. За­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность этих букв, ко­ди­ру­ю­щую адрес ука­зан­но­го файла в сети Ин­тер­нет.

A) .doc
Б) zoo
B) /
Г) ://
Д) tiger
Е) .org
Ж) http

18. В таб­ли­це при­ве­де­ны за­про­сы к по­ис­ко­во­му сер­ве­ру. Для каж­до­го за­про­са ука­зан его код — со­от­вет­ству­ю­щая буква от А до Г. Рас­по­ло­жи­те коды за­про­сов слева на­пра­во в по­ряд­ке воз­рас­та­ния ко­ли­че­ства стра­ниц, ко­то­рые нашёл по­ис­ко­вый сер­вер по каж­до­му за­про­су. По всем за­про­сам было най­де­но раз­ное ко­ли­че­ство стра­ниц. Для обо­зна­че­ния ло­ги­че­ской опе­ра­ции «ИЛИ» в за­про­се ис­поль­зу­ет­ся сим­вол «|», а для ло­ги­че­ской опе­ра­ции «И» — «&»:

КодЗа­прос
А(Тол­стой | рас­ска­зы) & по­ве­сти
БТол­стой & по­ве­сти
ВЧехов & по­ве­сти & Тол­стой & рас­ска­зы
ГТол­стой | рас­ска­зы | по­ве­сти
19. В ме­ди­цин­ском ка­би­не­те из­ме­ря­ли рост и вес уче­ни­ков с 5 по 11 клас­сы. Ре­зуль­та­ты за­нес­ли в элек­трон­ную таб­ли­цу. Ниже при­ве­де­ны пер­вые пять строк таб­ли­цы:

ABCDE
1Фа­ми­лияИмяКлассРостВес
2Абаш­ки­наЕлена916850
3Ак­се­но­ваМария918371
4Алек­сан­дровКон­стан­тин717068
5Алек­се­е­ваАна­ста­сия816258
6АлиевАриф717157

Каж­дая стро­ка таб­ли­цы со­дер­жит за­пись об одном уче­ни­ке. В столб­це А за­пи­са­на фа­ми­лия, в столб­це В — имя; в столб­це С — класс; в столб­це D — рост, в столб­це Е — вес уче­ни­ков. Всего в элек­трон­ную таб­ли­цу были за­не­се­ны дан­ные по 211 уче­ни­кам в ал­фа­вит­ном по­ряд­ке.

Вы­пол­ни­те за­да­ние.
От­крой­те файл с дан­ной элек­трон­ной таб­ли­цей (рас­по­ло­же­ние файла Вам со­об­щат ор­га­ни­за­то­ры эк­за­ме­на). На ос­но­ва­нии дан­ных, со­дер­жа­щих­ся в этой таб­ли­це, от­веть­те на два во­про­са.
1. Каков вес са­мо­го тяжёлого уче­ни­ка 10 клас­са? Ответ на этот во­прос за­пи­ши­те в ячей­ку Н2 таб­ли­цы.
2. Какой про­цент уче­ни­ков 9 клас­са имеет рост боль­ше 180? Ответ на этот во­прос с точ­но­стью не менее 2 зна­ков после за­пя­той за­пи­ши­те в ячей­ку НЗ таб­ли­цы.


task19.xls
20. Ис­пол­ни­тель Робот умеет пе­ре­ме­щать­ся по ла­би­рин­ту, на­чер­чен­но­му на плос­ко­сти, раз­би­той на клет­ки. Между со­сед­ни­ми (по сто­ро­нам) клет­ка­ми может сто­ять стена, через ко­то­рую Робот прой­ти не может. У Ро­бо­та есть де­вять ко­манд. Че­ты­ре ко­ман­ды — это ко­ман­ды-при­ка­зы:

вверх вниз влево впра­во
При вы­пол­не­нии любой из этих ко­манд Робот пе­ре­ме­ща­ет­ся на одну клет­ку со­от­вет­ствен­но: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , впра­во →. Если Робот по­лу­чит ко­ман­ду пе­ре­дви­же­ния сквозь стену, то он раз­ру­шит­ся. Также у Ро­бо­та есть ко­ман­да за­кра­сить, при ко­то­рой за­кра­ши­ва­ет­ся клет­ка, в ко­то­рой Робот на­хо­дит­ся в на­сто­я­щий мо­мент.
Ещё че­ты­ре ко­ман­ды — это ко­ман­ды про­вер­ки усло­вий. Эти ко­ман­ды про­ве­ря­ют, сво­бо­ден ли путь для Ро­бо­та в каж­дом из четырёх воз­мож­ных на­прав­ле­ний:

свер­ху сво­бод­но  снизу сво­бод­но  слева сво­бод­но  спра­ва сво­бод­но
Эти ко­ман­ды можно ис­поль­зо­вать вме­сте с усло­ви­ем «если», име­ю­щим сле­ду­ю­щий вид:
если усло­вие то
по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд
все

Здесь усло­вие — одна из ко­манд про­вер­ки усло­вия. По­сле­до­ва­тель­ность ко­манд — это одна или не­сколь­ко любых ко­манд-при­ка­зов. На­при­мер, для пе­ре­дви­же­ния на одну клет­ку впра­во, если спра­ва нет стен­ки, и за­кра­ши­ва­ния клет­ки можно ис­поль­зо­вать такой ал­го­ритм:
если спра­ва сво­бод­но то
впра­во
за­кра­сить
все

В одном усло­вии можно ис­поль­зо­вать не­сколь­ко ко­манд про­вер­ки усло­вий, при­ме­няя ло­ги­че­ские связ­ки и, или, не, на­при­мер:
если (спра­ва сво­бод­но) и (не снизу сво­бод­но) то
впра­во
все

Для по­вто­ре­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти ко­манд можно ис­поль­зо­вать цикл «пока», име­ю­щий сле­ду­ю­щий вид:
нц пока усло­вие
по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд
кц

На­при­мер, для дви­же­ния впра­во, пока это воз­мож­но, можно ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щий ал­го­ритм:
нц пока спра­ва сво­бод­но
впра­во
кц


Вы­пол­ни­те за­да­ние.

На бес­ко­неч­ном поле име­ет­ся стена, со­сто­я­щая из 5 по­сле­до­ва­тель­ных от­рез­ков, рас­по­ло­жен­ных змей­кой: вниз, впра­во, вверх, впра­во, вниз. Все от­рез­ки не­из­вест­ной длины. Робот на­хо­дит­ся в клет­ке, рас­по­ло­жен­ной слева от верх­не­го края пер­вой вер­ти­каль­ной стены. На ри­сун­ке ука­зан один из воз­мож­ных спо­со­бов рас­по­ло­же­ния стен и Ро­бо­та (Робот обо­зна­чен бук­вой «Р»).
На­пи­ши­те для Ро­бо­та ал­го­ритм, за­кра­ши­ва­ю­щий все клет­ки, рас­по­ло­жен­ные левее пер­во­го и ниже вто­ро­го от­рез­ков стены и ниже четвёртого и левее пя­то­го от­рез­ков стены. Робот дол­жен за­кра­сить толь­ко клет­ки, удо­вле­тво­ря­ю­щие дан­но­му усло­вию. На­при­мер, для при­ведённого выше ри­сун­ка Робот дол­жен за­кра­сить сле­ду­ю­щие клет­ки (см. ри­су­нок).
При ис­пол­не­нии ал­го­рит­ма Робот не дол­жен раз­ру­шить­ся, вы­пол­не­ние ал­го­рит­ма долж­но за­вер­шить­ся. Ко­неч­ное рас­по­ло­же­ние Ро­бо­та может быть про­из­воль­ным. Ал­го­ритм дол­жен ре­шать за­да­чу для лю­бо­го до­пу­сти­мо­го рас­по­ло­же­ния стен и лю­бо­го рас­по­ло­же­ния и раз­ме­ра про­хо­дов внут­ри стен. Ал­го­ритм может быть вы­пол­нен в среде фор­маль­но­го ис­пол­ни­те­ля или за­пи­сан в тек­сто­вом ре­дак­то­ре. Со­хра­ни­те ал­го­ритм в тек­сто­вом файле.


20.2 На­пи­ши­те про­грам­му, ко­то­рая в по­сле­до­ва­тель­но­сти на­ту­раль­ных чисел опре­де­ля­ет сумму всех чисел, крат­ных 3 и окан­чи­ва­ю­щих­ся на 4. Про­грам­ма по­лу­ча­ет на вход на­ту­раль­ные числа, ко­ли­че­ство введённых чисел не­из­вест­но, по­сле­до­ва­тель­ность чисел за­кан­чи­ва­ет­ся чис­лом 0 (0 — при­знак окон­ча­ния ввода, не вхо­дит в по­сле­до­ва­тель­ность). Ко­ли­че­ство чисел не пре­вы­ша­ет 1000. Введённые числа не пре­вы­ша­ют 30000. Про­грам­ма долж­на вы­ве­сти одно число: сумму всех на­ту­раль­ных чисел, крат­ных 3 и окан­чи­ва­ю­щих­ся на 4.

При­мер ра­бо­ты про­грам­мы:

Вход­ные дан­ныеВы­ход­ные дан­ные
16
24
56
22
54
0
78

Комментариев нет:

Отправить комментарий