пятница, 28 октября 2016 г.

Факультатив в 9 классе
Информатика ОГЭ 

1. В одной из ко­ди­ро­вок Unicode каж­дый сим­вол ко­ди­ру­ет­ся 16 би­та­ми. Опре­де­ли­те раз­мер сле­ду­ю­ще­го пред­ло­же­ния в дан­ной ко­ди­ров­ке. Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё ска­зать?

1) 52 байт
2) 832 бит
3) 416 байт
4) 104 бит
2. Для ка­ко­го из при­ведённых зна­че­ний числа X ложно вы­ска­зы­ва­ние: НЕ (X < 7) ИЛИ (X < 6)?

1) 4
2) 5
3) 6
4) 7
3. Во­ди­тель ав­то­мо­би­ля дол­жен до­брать­ся из пунк­та А в пункт C за 6 часов. Из пред­став­лен­ных таб­лиц вы­бе­ри­те такую, со­глас­но ко­то­рой во­ди­тель смо­жет до­е­хать из пунк­та А в пункт C за это время. В ячей­ках таб­ли­цы ука­за­но время (в часах), ко­то­рое за­ни­ма­ет до­ро­га из од­но­го пунк­та в дру­гой. Пе­ре­дви­гать­ся можно толь­ко по до­ро­гам, ука­зан­ным в таб­ли­цах.



1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. В не­ко­то­ром ка­та­ло­ге хра­нил­ся файл Хри­зан­те­ма.doc, имев­ший пол­ное имя D:\2013\Осень\Хри­зан­те­ма.doc. В этом ка­та­ло­ге со­зда­ли под­ка­та­лог Но­ябрь и файл Хри­зан­те­ма.doc пе­ре­ме­сти­ли в со­здан­ный под­ка­та­лог. Ука­жи­те пол­ное имя этого файла после пе­ре­ме­ще­ния.

1) D:\2013\Осень\Но­ябрь\Хри­зан­те­ма.doc
2) D:\Но­ябрь\Хри­зан­те­ма.doc
3) D:\2013\Осень\Хри­зан­те­ма.doc
4) D:\2013\Но­ябрь\Хри­зан­те­ма.doc
5. Дан фраг­мент элек­трон­ной таб­ли­цы:


ABCD
15432
2= 2*(В1 + D1)= C1 + D1 - 1= В1

Какая из фор­мул, при­ведённых ниже, может быть за­пи­са­на в ячей­ке D2, чтобы по­стро­ен­ная после вы­пол­не­ния вы­чис­ле­ний диа­грам­ма по зна­че­ни­ям диа­па­зо­на ячеек A2:D2 со­от­вет­ство­ва­ла ри­сун­ку?

1) = А1 + С1
2) = А1 - 1
3) = D1/2
4) = D1*6
6. Ис­пол­ни­тель Му­ра­вей пе­ре­ме­ща­ет­ся по полю, раз­делённому на клет­ки. Раз­мер поля 8x8, стро­ки ну­ме­ру­ют­ся чис­ла­ми, столб­цы обо­зна­ча­ют­ся бук­ва­ми. Му­ра­вей может вы­пол­нять ко­ман­ды дви­же­ния:


Вверх N,
Вниз N,
Впра­во N,
Влево N

(где N — целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево со­от­вет­ствен­но.

За­пись


По­вто­ри k раз
Ко­ман­да1 Ко­ман­да2 Ко­ман­даЗ
Конец

озна­ча­ет, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Ко­ман­да1 Ко­ман­да2 Ко­ман­даЗ по­вто­рит­ся k раз. Если на пути Му­ра­вья встре­ча­ет­ся кубик с бук­вой, то он пе­ре­ме­ща­ет его по ходу дви­же­ния. Пусть, на­при­мер, кубик с бук­вой О на­хо­дит­ся в клет­ке Е6. Если Му­ра­вей вы­пол­нит ко­ман­ды впра­во 2 вверх 2, то сам ока­жет­ся в клет­ке Е7, а кубик с бук­вой О в клет­ке Е8.


Пусть Му­ра­вей и ку­би­ки рас­по­ло­же­ны так, как ука­за­но на ри­сун­ке. Му­ра­вью был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий ал­го­ритм:


Вниз 3
По­вто­ри 2 раз
Впра­во 1 вверх 1 влево 1

Какое слово будет на­пи­са­но в 6 стро­ке после вы­пол­не­ния этого ал­го­рит­ма?

1) КОМ
2) ЛОМ
3) ДОМ
4) ТОМ
7. От раз­вед­чи­ка была по­лу­че­на сле­ду­ю­щая шиф­ро­ван­ная ра­дио­грам­ма, пе­ре­дан­ная с ис­поль­зо­ва­ни­ем аз­бу­ки Морзе:

–•–•–•––••–••–•–••
При пе­ре­да­че ра­дио­грам­мы было по­те­ря­но раз­би­е­ние на буквы, но из­вест­но, что в ра­дио­грам­ме ис­поль­зо­ва­лись толь­ко сле­ду­ю­щие буквы:


НКИЛМ
–•–•–•••–••––

Рас­шиф­руй­те ра­дио­грам­му. За­пи­ши­те в от­ве­те рас­шиф­ро­ван­ную ра­дио­грам­му.
8. В про­грам­ме «:=» обо­зна­ча­ет опе­ра­тор при­сва­и­ва­ния, знаки «+», «-», «*» и «/» — со­от­вет­ствен­но опе­ра­ции сло­же­ния, вы­чи­та­ния, умно­же­ния и де­ле­ния. Пра­ви­ла вы­пол­не­ния опе­ра­ций и по­ря­док дей­ствий со­от­вет­ству­ют пра­ви­лам ариф­ме­ти­ки. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной a после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма:

а := 6
b := 4
b := a/2*b
a := 2*а + 3*b

В от­ве­те ука­жи­те одно целое число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной a.
9. За­пи­ши­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной y, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ведён на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Ал­го­рит­ми­че­ский языкБей­сикПас­каль
алгнач
цел y, i
y := 5
нц для i от 1 до 3
y := y + 5*i
кц
вывод y
кон
DIM i, y AS INTEGERy = 5
FOR i = 1 TO 3
y = y + 5*i
NEXT i
PRINT y
Var y,i: integer;
Begin
y := 5;
For i := 1 to 3 do
y := y + 5*i;
Writeln(y);
End.
10. В таб­ли­це Dat хра­нят­ся дан­ные из­ме­ре­ний сред­не­су­точ­ной тем­пе­ра­ту­ры за 10 дней в гра­ду­сах (Dat[1] — дан­ные за пер­вый день, Dat[2] — за вто­рой и т. д.). Опре­де­ли­те, какое число будет на­пе­ча­та­но в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ведён на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Ал­го­рит­ми­че­ский языкБей­сикПас­каль
алгнач
цел­таб Dat[1:10]
цел к, m
Dat[1] := 12
Dat[2] := 15
Dat[3] := 17
Dat[4] := 15
Dat[5] := 14
Dat[6] := 12
Dat[7] := 10
Dat[8] := 13
Dat[9] := 14
Dat[10] := 15
m := 0
нц для к от 1 до 10
если Dat[к] > 12 то
m : = m + 1
все
КЦ
вывод m
КОН
DIM Dat(10) AS INTEGER
DIM k,m AS INTEGER
Dat(1) = 12: Dat(2) = 15
Dat(3) = 17: Dat(4) = 15
Dat(5) = 14: Dat(6) = 12
Dat(7) = 10: Dat(8) = 13
Dat(9) = 14: Dat(10) = 15
m = 0
FOR k := 1 TO 10
IF Dat(k) > 12 THEN
m = m + 1
ENDIF
NEXT k
PRINT m
Var k, m: integer;
Dat: array[1..10] of integer;
Begin
Dat[1] := 12; Dat[2] := 15;
Dat[3] := 17; Dat[4] := 15;
Dat[5] := 14; Dat[6] := 12;
Dat[7] := 10; Dat[8] := 13;
Dat[9] := 14; Dat[10] := 15;
m := 0;
for k := 1 to 10 do
if Dat[k] > 12 then
begin
m := m + 1
end;
writeln(m);
End.
11. На ри­сун­ке изоб­ра­же­на схема со­еди­не­ний, свя­зы­ва­ю­щих пунк­ты А, В, С, D, Е, F, G. По каж­до­му со­еди­не­нию можно дви­гать­ся толь­ко в одном на­прав­ле­нии, ука­зан­ном стрел­кой. Сколь­ко су­ще­ству­ет раз­лич­ных путей из пунк­та А в пункт G?
12. Ниже в таб­лич­ной форме пред­став­лен фраг­мент базы дан­ных «Спор­тив­ный фе­сти­валь»:

Дата матчаОчки ко­ман­ды«Звёздоч­ка»Очки ко­ман­ды«По­ми­дор»По­бе­ди­тель
18.11.1221«Звёздоч­ка»
19.11.1234«По­ми­дор»
20.11.1231«Звёздоч­ка»
21.11.1221«Звёздоч­ка»
22.11.1212«По­ми­дор»
23.11.1221«Звёздоч­ка»
24.11.1202«По­ми­дор»
25.11.1223«По­ми­дор»
26.11.1210«Звёздоч­ка»

Сколь­ко дней (мат­чей) в дан­ном фраг­мен­те удо­вле­тво­ря­ют усло­вию

(Очки ко­ман­ды «Звёздоч­ка» > 1) И (По­бе­ди­тель = «По­ми­дор»)?
В от­ве­те ука­жи­те одно число — ис­ко­мое ко­ли­че­ство дней (мат­чей).
13. Пе­ре­ве­ди­те число 1101011 из дво­ич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в де­ся­тич­ную си­сте­му счис­ле­ния. В от­ве­те на­пи­ши­те по­лу­чен­ное число.
14. У ис­пол­ни­те­ля Квад­ра­тор две ко­ман­ды, ко­то­рым при­сво­е­ны но­ме­ра:


1. воз­ве­ди в квад­рат
2. при­бавь 3

Пер­вая из них воз­во­дит число на экра­не во вто­рую сте­пень, вто­рая при­бав­ля­ет к числу 3. Со­ставь­те ал­го­ритм по­лу­че­ния из числа 2 числа 55, со­дер­жа­щий не более 5 ко­манд. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко но­ме­ра ко­манд.
(На­при­мер, 22122 – это ал­го­ритм:
при­бавь 3
при­бавь 3
воз­ве­ди в квад­рат
при­бавь 3
при­бавь 3,
ко­то­рый пре­об­ра­зу­ет число 2 в число 70.)

Если таких ал­го­рит­мов более од­но­го, то за­пи­ши­те любой из них.
15. Файл раз­ме­ром 20 Мбайт пе­ре­даётся через не­ко­то­рое со­еди­не­ние за 120 се­кунд. Опре­де­ли­те раз­мер файла (в Мбай­тах), ко­то­рый можно пе­ре­дать через это же со­еди­не­ние за 10 минут.
В от­ве­те ука­жи­те одно число — раз­мер файла в Мбай­тах. Еди­ни­цы из­ме­ре­ния пи­сать не нужно.
16. Не­ко­то­рый ал­го­ритм из одной це­поч­ки сим­во­лов по­лу­ча­ет новую це­поч­ку сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Сна­ча­ла вы­чис­ля­ет­ся длина ис­ход­ной це­поч­ки сим­во­лов; если она нечётна, то удва­и­ва­ет­ся пер­вый сим­вол це­поч­ки сим­во­лов, а если чётна, то в конец це­поч­ки до­бав­ля­ет­ся буква С. В по­лу­чен­ной це­поч­ке сим­во­лов каж­дая буква за­ме­ня­ет­ся бук­вой, сле­ду­ю­щей за ней в рус­ском ал­фа­ви­те (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). По­лу­чив­ша­я­ся таким об­ра­зом це­поч­ка яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том ра­бо­ты ал­го­рит­ма.
На­при­мер, если ис­ход­ной была це­поч­ка ЛЕС, то ре­зуль­та­том ра­бо­ты ал­го­рит­ма будет це­поч­каММЁТ, а если ис­ход­ной была це­поч­ка ПОЛЕ, то ре­зуль­та­том ра­бо­ты ал­го­рит­ма будет це­поч­каРПМЁТ.
Дана це­поч­ка сим­во­лов РУЧЕЙ. Какая це­поч­ка сим­во­лов по­лу­чит­ся, если к дан­ной це­поч­ке при­ме­нить опи­сан­ный ал­го­ритм два­жды (т. е. при­ме­нить ал­го­ритм к дан­ной це­поч­ке, а затем к ре­зуль­та­ту вновь при­ме­нить ал­го­ритм)? Рус­ский ал­фа­вит: АБВ­ГДЕЁЖЗИЙ­КЛМ­НОПР­СТУ­ФХ­ЦЧ­Ш­ЩЪ­Ы­Ь­Э­ЮЯ.
17. До­ступ к файлу com.txt, на­хо­дя­ще­му­ся на сер­ве­ре mail.net, осу­ществ­ля­ет­ся по про­то­ко­луhttp. Фраг­мен­ты ад­ре­са файла за­ко­ди­ро­ва­ны бук­ва­ми от А до Ж. За­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность этих букв, ко­ди­ру­ю­щую адрес ука­зан­но­го файла в сети Ин­тер­нет.

А) /
Б) http
В) ://
Г) .txt
Д) .net
Е) mail
Ж) com

18. В таб­ли­це при­ве­де­ны за­про­сы к по­ис­ко­во­му сер­ве­ру. Для каж­до­го за­про­са ука­зан его код — со­от­вет­ству­ю­щая буква от А до Г. Рас­по­ло­жи­те коды за­про­сов слева на­пра­во в по­ряд­ке убы­ва­ния ко­ли­че­ства стра­ниц, ко­то­рые нашёл по­ис­ко­вый сер­вер по каж­до­му за­про­су. По всем за­про­сам было най­де­но раз­ное ко­ли­че­ство стра­ниц. Для обо­зна­че­ния ло­ги­че­ской опе­ра­ции «ИЛИ» в за­про­се ис­поль­зу­ет­ся сим­вол «|», а для ло­ги­че­ской опе­ра­ции «И» — «&»:

КодЗа­прос
АЛе­бедь | Рак | Щука
Б(Ле­бедь & Рак) | Щука
ВЛе­бедь & Рак
ГЛе­бедь & Рак & Щука
19. В элек­трон­ную таб­ли­цу за­нес­ли чис­лен­ность на­се­ле­ния го­ро­дов раз­ных стран. Ниже при­ве­де­ны пер­вые пять строк таб­ли­цы:

ABC
1ГородЧис­лен­ность на­се­ле­нияСтра­на
2Асмун91,40Еги­пет
3Винер-Ной­штадт39,94Ав­стрия
4Лю­ле­бур­газ100,79Тур­ция
5Фёклаб­рук11,95Ав­стрия

В столб­це А ука­за­но на­зва­ние го­ро­да; в столб­це В — чис­лен­ность на­се­ле­ния (тыс. чел.); в столб­це С — на­зва­ние стра­ны. Всего в элек­трон­ную таб­ли­цу были за­не­се­ны дан­ные по 1000 го­ро­дам. По­ря­док за­пи­сей в таб­ли­це про­из­воль­ный.

Вы­пол­ни­те за­да­ние.
От­крой­те файл с дан­ной элек­трон­ной таб­ли­цей. На ос­но­ва­нии дан­ных, со­дер­жа­щих­ся в этой таб­ли­це, от­веть­те на два во­про­са.
1. Сколь­ко го­ро­дов Бе­ло­рус­сии пред­став­ле­но в таб­ли­це? Ответ за­пи­ши­те в ячей­ку F2.
2. Ка­ко­ва сред­няя чис­лен­ность на­се­ле­ния го­ро­дов, ко­ли­че­ство жи­те­лей ко­то­рых не пре­вы­ша­ет 100 тыс. че­ло­век? Ответ на этот во­прос с точ­но­стью не менее двух зна­ков после за­пя­той (в тыс. чел.) за­пи­ши­те в ячей­ку F3 таб­ли­цы.


task19.xls
20. Ис­пол­ни­тель Робот умеет пе­ре­ме­щать­ся по ла­би­рин­ту, на­чер­чен­но­му на плос­ко­сти, раз­би­той на клет­ки. Между со­сед­ни­ми (по сто­ро­нам) клет­ка­ми может сто­ять стена, через ко­то­рую Робот прой­ти не может. У Ро­бо­та есть де­вять ко­манд. Че­ты­ре ко­ман­ды — это ко­ман­ды-при­ка­зы:

вверх вниз влево впра­во
При вы­пол­не­нии любой из этих ко­манд Робот пе­ре­ме­ща­ет­ся на одну клет­ку со­от­вет­ствен­но: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , впра­во →. Если Робот по­лу­чит ко­ман­ду пе­ре­дви­же­ния сквозь стену, то он раз­ру­шит­ся. Также у Ро­бо­та есть ко­ман­да за­кра­сить, при ко­то­рой за­кра­ши­ва­ет­ся клет­ка, в ко­то­рой Робот на­хо­дит­ся в на­сто­я­щий мо­мент.
Ещё че­ты­ре ко­ман­ды — это ко­ман­ды про­вер­ки усло­вий. Эти ко­ман­ды про­ве­ря­ют, сво­бо­ден ли путь для Ро­бо­та в каж­дом из четырёх воз­мож­ных на­прав­ле­ний:

свер­ху сво­бод­но  снизу сво­бод­но  слева сво­бод­но  спра­ва сво­бод­но
Эти ко­ман­ды можно ис­поль­зо­вать вме­сте с усло­ви­ем «если», име­ю­щим сле­ду­ю­щий вид:
если усло­вие то
по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд
все

Здесь усло­вие — одна из ко­манд про­вер­ки усло­вия. По­сле­до­ва­тель­ность ко­манд — это одна или не­сколь­ко любых ко­манд-при­ка­зов. На­при­мер, для пе­ре­дви­же­ния на одну клет­ку впра­во, если спра­ва нет стен­ки, и за­кра­ши­ва­ния клет­ки можно ис­поль­зо­вать такой ал­го­ритм:
если спра­ва сво­бод­но то
впра­во
за­кра­сить
все

В одном усло­вии можно ис­поль­зо­вать не­сколь­ко ко­манд про­вер­ки усло­вий, при­ме­няя ло­ги­че­ские связ­ки и, или, не, на­при­мер:
если (спра­ва сво­бод­но) и (не снизу сво­бод­но) то
впра­во
все

Для по­вто­ре­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти ко­манд можно ис­поль­зо­вать цикл «пока», име­ю­щий сле­ду­ю­щий вид:
нц пока усло­вие
по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд
кц

На­при­мер, для дви­же­ния впра­во, пока это воз­мож­но, можно ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щий ал­го­ритм:
нц пока спра­ва сво­бод­но
впра­во
кц


Вы­пол­ни­те за­да­ние.

На бес­ко­неч­ном поле есть го­ри­зон­таль­ная и вер­ти­каль­ная стены. Пра­вый конец го­ри­зон­таль­ной стены со­единён с ниж­ним кон­цом вер­ти­каль­ной стены. Длины стен не­из­вест­ны. В каж­дой стене есть ровно один про­ход, точ­ное место про­хо­да и его ши­ри­на не­из­вест­ны. Робот на­хо­дит­ся в клет­ке, рас­по­ло­жен­ной не­по­сред­ствен­но слева от вер­ти­каль­ной стены у её верх­не­го конца. На ри­сун­ке ука­зан один из воз­мож­ных спо­со­бов рас­по­ло­же­ния стен и Ро­бо­та (Робот обо­зна­чен бук­вой «Р»).
На­пи­ши­те для Ро­бо­та ал­го­ритм, за­кра­ши­ва­ю­щий все клет­ки, рас­по­ло­жен­ные не­по­сред­ствен­но выше го­ри­зон­таль­ной стены и левее вер­ти­каль­ной стены. Про­хо­ды долж­ны остать­ся не­за­кра­шен­ны­ми. Робот дол­жен за­кра­сить толь­ко клет­ки, удо­вле­тво­ря­ю­щие дан­но­му усло­вию. На­при­мер, для при­ведённого выше ри­сун­ка Робот дол­жен за­кра­сить сле­ду­ю­щие клет­ки (см. ри­су­нок).
При ис­пол­не­нии ал­го­рит­ма Робот не дол­жен раз­ру­шить­ся, вы­пол­не­ние ал­го­рит­ма долж­но за­вер­шить­ся. Ко­неч­ное рас­по­ло­же­ние Ро­бо­та может быть про­из­воль­ным. Ал­го­ритм дол­жен ре­шать за­да­чу для лю­бо­го до­пу­сти­мо­го рас­по­ло­же­ния стен и лю­бо­го рас­по­ло­же­ния и раз­ме­ра про­хо­дов внут­ри стен. Ал­го­ритм может быть вы­пол­нен в среде фор­маль­но­го ис­пол­ни­те­ля или за­пи­сан в тек­сто­вом ре­дак­то­ре. Со­хра­ни­те ал­го­ритм в тек­сто­вом файле.


20.2 На­пи­ши­те про­грам­му, ко­то­рая в по­сле­до­ва­тель­но­сти на­ту­раль­ных чисел опре­де­ля­ет ко­ли­че­ство чисел, крат­ных 6. Про­грам­ма по­лу­ча­ет на вход ко­ли­че­ство чисел в по­сле­до­ва­тель­но­сти, а затем сами числа. В по­сле­до­ва­тель­но­сти все­гда име­ет­ся число, крат­ное 6.

При­мер ра­бо­ты про­грам­мы:

Вход­ные дан­ныеВы­ход­ные дан­ные
3
18
26
24
2

Комментариев нет:

Отправить комментарий